|
|
|
Симпсоны
как философия
- «Симпсоны
как философия». Серия «Масскульт».
- Издательство
«У-Фактория», 2005г.
- Тираж
10000экз, 420 стр. inquarto, твердый переплет.
- Составитель
серии Владимир Харитонов.
Масскультура - это общепризнанно плохо. Никто ее не любит. Все смотрят
американские блокбастеры и плюются, щелкают рекламу и покупают запавшие
в душу вещицы, ненавидят хитпарады, но напевают под нос навязчивые
песенки, презирают глянцевые журналы, но все-таки листают, листают
гламурные фотографии, как заведенные.
Масскультура
– это почти ругательство. И вообще, «правильные люди такое не потребляют».
В метро да трамвае Донцову читать в открытую – стыдно. Газеткой
надо обернуть обложку. Покупая диск Киркорова стыдливо оглядываешься
– не заметил ли кто. А уж треники «Adibas» даже дома одевать неловко
– вдруг кто в гости зайдет. Табу. В одной африканской стране тоже
есть табу – и этическое и законодательное одновременно.Там за оральный
секс в тюрьму посадить могут.Недавно одного туриста европейского
на четыре года закрыли.Непойманных туристов еще много бродит. Потому
что табу нарушать – приятно и доблестно. Когда нет сил на подвиг
большой, с гордым видом и публично потребляется что-нибудь «масскультурное».
Получается какой-то акт гражданского неповиновения.
Эту
маленькую особенность потребительского сознания отлично использовали
создатели книжной серии «Masscult» издательства «У-Фактория». В
серии выходят любопытные квазинаучные западные работы: «Симпсоны
как философия», «Властелин колец как философия» и так далее.Популярные
культурные явления интерпретируются через различные философские
дискурсы, классическую литературу, и прочая и прочая. И все под
обложкой «Масскультура». Идеальный ход – на потребителя. Если нечисть
назвать по имени, она станет безвредной. Читателю вроде как указали
на табу, и тут же сказали «можно». Как принцип «негативная реклама
– это больше чем реклама». С читателем заигрывают и заигрывают красиво,
и очень технично. «Симпсоны как философия» - вообще гениальная (как
проект) книга.
Невольно
восхищает сама идея проекта: озвучить и развернуть авторский мультфильм-стеб
в стеб книжный и многоступенчатый. Но исполнение слабовато, постоянно
маячит в уголке сознания мысль: «Эх, недожали! Давай еще!», постоянно
кажется «а вот тут можно было и еще так...». прокрадывается самолюбивая
мысль, - читатель то ли умнее автора, то ли просто задумки не понял.
Авторы изучили всю мифологию действа, привели кучу конкретики, хорошо
подготовились, в традиции американских социальных наук, изобилуют
перечислениями, сыплют цитатами, но можно было бы веселее и изящнее
поиграть с этим материалом. Все равно, что построить из мокрого
песка кулебяку, вместо замка, или, хотя бы, муравейника.
Идея
определить к какой же именно философской традиции принадлежит каждый
из семьи Симпсонов безусловно восхищает, однако же, позволю себе
не согласиться с авторами.Того же Гомера, авторы так и не договорились,
к какой философской школе его приписать, какую маску ему одеть,
или, проще говоря, куда его засунуть. Гомер неплохо бы смотрелся
среди стихийных эпикурейцов – сибаритов, напиваясь, чревоугодничая,
и, с детской непосредственностью поощряя свои прочие немудреные
надобности.
Невнятно
определили и Лизу. Вместо того, чтобы рассуждать об отношении американского
общества к интеллектуалам-элитистам, можно было вспомнить о Руссо,
Дидро, и прочих энциклопедистах, поскольку у Лизы с ними много общего.
Она с маниакальным удовольствием коллекционирует, собирает любую
информацию, в том числе и не представляющую никакой ценности для
человечества. Также можно было бы неплохо порезвиться в дискурсе
фрейдизма, например проехаться насчет анальной стадии и коллекционирования,
чего не применули бы сделать как сам мэтр Фрейд, так и Бодрийяр.
Сделать
из Барта ницшеанского сверхчеловека тоже не вышло. Основная часть
текста была посвящена собственно Ницше. В конце проскользнула мысль
об эстетическом наслаждении Барта хулиганством, о его самоидентификации
через циничное противопоставление себя социально адаптированным
«директорам Скиннерам», но, как обычно, не доведена до конца. Постмодерн
предложил писателям немало веселого, что и можно было использовать.
Мардж слишком уж явно впихнули в аристотелевскую этику.
Порадовала
только характеристика Мегги. Авторы оригинально подвели читателя
в восточной традиции самосовершенствования в тишине, к парадоксальным
утверждениям Дао. Потом, авторы скрупулезно начинают осматривать
тему со всех очевидных точек, от атомизма и гендерной проблематики,
до анализа с точки зрения самых «попсовых» философов. Обстоятельно
сделали и список серий, что тоже требовало, наверное, немалого труда.
Завлекательный
брэнд «масскультуры» сыграл с авторами злую шутку – цельной картинки
мифа создать не удалось. «В игрушку не поигрались», застряв на деталях.
Словно авторы (Уильям Ирвин, Марк Т. Конард и Эон Дж. Скабл) просто
хотели проиллюстировать самые известные имена известной «мультяшкой».
На читателя вываливается ворох культурных коннотаций в общий «паззл»
никак не укладывающийся.Это, собственно, одна из отличительных черт
массовой культуры…
Андрей
ВАРГОЛИН
|
|
|
|